ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Висленев Б. В. и Кузьменко Д. В.
Теория авиации



Издание: Висленев Б. В., Кузьменко Д. В. Теория авиации. — М.: Воениздат НКО СССР, 1939. — 384 с. Четвертое исправленное и дополненное издание. Цена 3 руб.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В книге даны основные сведения по аэродинамике и рассмотрены законы, знание которых необходимо для осуществления полета самолета.
Книга может служить учебным пособием для училищ, школ и строевых частей ВВС РККА.

Книга в формате DjVu — 4906 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 676 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
Отдел I. Основные сведения по аэродинамике
1. Предмет аэродинамики
2. Вес и весовая плотность воздуха (стр. 3)
3. Влияние давления и температуры (стр. 4)
4. Инертность воздуха
5. Техническая единица массы (стр. 5)
6. Массовая плотность (стр. 7)
7. Состав воздуха
8. Атмосферное давление. Высотомер (стр. 8)
9. Изменение температуры (стр. 10)
10. Международная стандартная атмосфера (стр. 11)
11. Влияние высоты на полет. Потолок летчика (стр. 13)
12. Движение воздуха (стр. 14)
13. Давление в струе (закон Бернулли) (стр. 15)
14. Указатели скорости (стр. 18)
15. Обтекание потоком тел различной формы (стр. 22)
16. Плоская пластинка (стр. 22)
17. Парадокс Эйлера (стр. 25)
18. Трение воздуха (стр. 26)
19. Несовершенные формы (стр. 26)
20. Основной закон сопротивления воздуха (стр. 29)
21. Вывод основного закона сопротивления воздуха (стр. 33)
22. Несимметричное обтекание (стр. 34)
23. Величина силы полного сопротивления (стр. 37)
24. Направление силы полного сопротивления (стр. 40)
25. Разложение силы Ra на подъемную силу и силу лобового сопротивления (стр. 42)
26. Величина подъемной силы и силы лобового сопротивления (стр. 42)
27. Физический смысл коэфициентов Су и Сx (стр. 45)
28. Зависимость коэфициентов Су и Сx от угла атаки (стр. 46)
29. Геометрические соотношения между силами Р и Q (стр. 46)
30. Аэродинамическое качество (стр. 48)
31. Аэродинамические испытания (стр. 50)
32. Основные аэродинамические приборы (стр. 50)
33. Кривая Лилиенталя (стр. 55)
34. Аэродинамическое подобие и число Рейнольдса (стр. 59)
35. Геометрические характеристики крыльев (стр. 60)
36. Возникновение подъемной силы крыла (стр. 63)
37. Явления в пограничном слое (стр. 68)
38. Разрезные крылья (стр. 70)
39. Возникновение силы лобового сопротивления крыла (стр. 73)
40. Парабола индуктивного сопротивления (стр. 77)
41. Переход на новый размах (стр. 78)
42. Центр давления крыла (стр. 79)
43. Определение центра давления способом коэфициента моментов (стр. 82)
44. Поперечное перемещение центра давления (стр. 86)
45. Сопротивление воздуха при движении самолета (стр. 88)
46. Центр давления самолета (стр. 93)
47. Перемещение центра давления самолета по воле летчика (стр. 98)
48. Перемещение центра давления самолета помимо воли летчика (стр. 100)
49. Графическое изображение перемещения центра давления самолета (стр. 102)
Отдел II. Управляемость и устойчивость самолета
50. Равновесие самолета (стр. 105)
51. Центр тяжести самолета (стр. 105)
52. Главные оси вращения самолета (стр. 109)
53. Продольное равновесие самолета (стр. 110)
54. Продольное равновесие при верхней децентрации (стр. 111)
55. Продольное равновесие при нижней децентрации (стр. 112)
56. Действие струи винта (стр. 113)
57. Протольная управляемость самолета (стр. 115)
58. Изменение угла атаки самолета с помощью руля высоты (стр. 115)
59. Продольная устойчивость (стр. 119)
60. Поперечное равновесие самолета (стр. 122)
61. Влияние работы винтомоторной группы на поперечное равновесие (стр. 122)
62. Уравновешивание реакции вращения винта (стр. 123)
63. Поперечная управляемость (стр. 124)
64. Поперечная устойчивость самолета (стр. 126)
65. Поперечная устойчивость при больших углах атаки (стр. 128)
66. Равновесие пути (стр. 130)
67. Смещение киля (стр. 131)
68. Действие руля направления (стр. 132)
69. Устойчивость пути (стр. 133)
Отдел III. Винтомоторная группа
70. Общие свойства винтомоторной группы (стр. 136)
71. Движения и скорости винта (стр. 137)
72. Угол атаки элемента лопасти винта (стр. 139)
73. Аэродинамический спектр винта (стр. 140)
74. Влияние струи винта на, части самолета (стр. 141)
75. Формы винта (стр. 141)
76. Шаг винта (стр. 142)
77. Винт с постоянным шагом (стр. 143)
78. Винт с переменным шагом (стр. 145)
79. Винт с изменяемым шагом (стр. 145)
80. Скольжение винта (стр. 146)
81. Тяга винта (стр. 150)
82. Сопротивление вращению винта (стр. 155)
83. Изменение момента сопротивления и потребной мощности (стр. 157)
84. Центробежные силы, действующие на винт (стр. 160)
85. Характеристика винтомоторной группы (стр. 161)
86. Полезная мощность винта (стр. 162)
87. Влияние высоты на работу винтомоторной группы (стр. 166)
88. Применение винтов изменяемого шага (стр. 167)
89. Перестроение характеристики винтомоторной группы на новые обороты и плотность воздуха (стр. 168)
Отдел IV. Режимы полета
90. Особенности режимов полета (стр. 174)
91. Режим горизонтального полета. Схема сил (стр. 174)
92. Скорость горизонтального полета (стр. 176)
93. Влияние нагрузки на скорость (стр. 177)
94. Влияние угла атаки на скорость (стр. 180)
95. Посадочная скорость (стр. 181)
96. Положение самолета на разных скоростях (стр. 182)
97. Тяга, потребная при режиме горизонтального полета (стр. 183)
98. Кривая Пено для тяги (стр. 185)
99. Мощность, потребная при режиме горизонтального полета (стр. 187)
100. Два режима горизонтального полета (стр. 191)
101. Коэфициент мощности (стр. 194)
102. Обороты винта, потребные для режима горизонтального полета (стр. 196)
103. Полет на высоте (стр. 198)
104. Мощность, потребная при полете на высоте (стр. 201)
105. Расчет дальности полета (стр. 204)
106. Подъем самолета (стр. 215)
107. Схема и взаимодействие сил (стр. 215)
108. Скорость при подъеме (стр. 216)
109. Угол подъема (стр. 217)
110. Вертикальная скорость подъема (стр. 218)
111. Мощность, расходуемая на подъем (стр. 219)
112. Баланс мощности при подъеме (стр. 220)
113. Указательница траекторий подъема (стр. 221)
114. Влияние высоты на вертикальную скорость. Потолок самолета (стр. 223)
115. Определение потолка методом числа оборотов (стр. 225)
116. Барограмма подъема (стр. 228)
117. Планирование самолета (стр. 229)
118. Схема и взаимодействие сил при планировании (стр. 230)
119. Скорость планирования (стр. 231)
120. Угол планирования (стр. 233)
121. Дальность планирования (стр. 235)
122. Вертикальная скорость снижения (стр. 238)
123. Пикирование (стр. 241)
124. Таблица режима планирования (стр. 243)
125. Указательница глиссад (стр. 244)
126. Планирование с работающим мотором (стр. 246)
127. Парящий полет (стр. 246)
128. Скольжение (стр. 250)
129. Влияние различных факторов на летные качества самолёта (стр. 252)
A. Влияние изменения мощности мотора (стр. 252)
Б. Влияние изменения веса самолета (стр. 254)
B. Влияние изменения сопротивления самолета (стр. 260)
Отдел V. Неустановившиеся движения самолета
130. Случаи неустановившегося движения (стр. 262)
131. Зависимость между силой, массой и ускорением (стр. 263)
132. Возникновение криволинейного движения (стр. 264)
133. Импульс силы и количество движения (стр. 267)
134. Неустановившееся движение самолета, вызванное изменением тяги винта (стр. 268)
135. Неустановившееся движение, вызванное изменением угла атаки (стр. 271)
136. Окончательные результаты, даваемые изменением угла атаки (стр. 273)
137. Ввод в планирование без начальной скорости с выключенным мотором (стр. 281)
138. Горизонтальный вираж (стр. 285)
139. Схема и взаимодействие сил на вираже (стр. 287)
140. Перегрузка на вираже (стр. 289)
141. Зависимость между углом крена, радиусом и скоростью (стр. 291)
142. Время замыкания полного круга (стр. 292)
143. Скорость на вираже (стр. 292)
144. Сила тяги и мощность на вираже (стр. 293)
145. Кривая Пенс для тяги на вираже (стр. 294)
146. Вираж в кратчайшее время и вираж наименьшего радиуса (стр. 298)
147. Влияние высоты на вираж (стр. 308)
146. Явления, сопровождающие вираж (стр. 308)
149. Спираль (стр. 309)
150. Взлет (стр. 312)
151. Длина и время разбега (стр. 315)
152. Влияние ветра на взлет (стр. 319)
153. Взлет с площадки малого размера (стр. 321)
154. Посадка (стр. 335)
155. Приближенный расчет времени и длины выдерживания и пробега самолета при посадке (стр. 338)
156. Способы улучшения посадочных свойств самолета (стр. 341)
157. Виды посадок (стр. 344)
158. Влияние ветра на посадку (стр. 347)
Отдел VI. Фигурные полеты
159. Петля (стр. 349)
160. Взаимодействие сил на петле (стр. 349)
161. Перегрузка самолета при петле (стр. 352)
162. Штопор (стр. 355)
163. Схема сил при штопоре (стр. 357)
164. Скорости и радиус штопора (стр. 359)
165. Влияние центровки и других факторов на штопор (стр. 361)
166. Ввод и вывод самолета из штопора (стр. 364)
167. Боевой разворот (стр. 366)
168. Перевороты через крыло (стр. 366)
169. Переворот Иммельмана (стр. 371)
170. Падение на хвост (стр. 373)
171. Падение листом (стр. 375)
172. Полет перевернутого самолета (стр. 375)