ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Шереметев Борис Николаевич
Планеры



Издание: Шереметев Б. Н. Планеры. — M.: ДОСААФ, 1959. — 220 с. — Тираж 10700 экз. Цена 11 р. 50 к.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Из введения: Наблюдая за полетом птиц, люди давно заметили, что, кроме полета при помощи взмахов крыльев, существует еще другой вид полета — парение. Птицы плавно скользят на распластанных крыльях, спускаясь вниз, но могут и взмывать вверх без затраты своей мускульной силы, используя для этого энергию восходящих потоков воздуха или неравномерного ветра. Большие птицы — альбатросы, аисты, орлы и другие — умеют часами висеть в воздухе на распростертых крыльях, не делая ни единого взмаха и в то же время часто забираясь на большую высоту.
Планер является летательным аппаратом, подражающим таким парящим птицам. У него также имеются широко распростертые неподвижные крылья, а все остальные части имеют хорошо обтекаемую воздухом форму, напоминающую формы птицы.
Историческое значение планера заключается в том, что в нем были заложены основные принципы конструкции самолета. Первые самолеты были планерами, на которых устанавливался мотор.
Главным отличием планера от самолета является отсутствие на планере двигателя. Кроме того, конструкция планера проще и легче. Отсутствие мотора разгружает нос. Для того чтобы центр тяжести не оказался благодаря этому слишком позади, сиденье летчика располагается ближе к носу. Удлинение крыльев, т. е. отношение размаха крыла к его хорде (ширине), делается также больше, чем у самолета.
Планеризм — один из увлекательных видов авиационного спорта.
С каждым годом увеличивается сеть планерных кружков и планерных станций ДОСААФ. Тысячи молодых спортсменов овладевают искусством безмоторного полета.
Советские конструкторы создали и создают разнообразные типы учебных, тренировочных и рекордных планеров. Строят несложные учебные планеры и в кружках ДОСААФ.
Предлагаемая книга и предназначена помочь планеристам изучить конструкции планеров, их летные качества.
По некоторым планерам материалы настолько подробны, что позволяют планеристам после небольших дополнительных расчетов изготовить рабочие чертежи и самостоятельно построить планер, внеся при этом усовершенствования в его конструкцию.
Сказанное относится к постройке планеров простейшей конструкции, вроде А-1 или БРО-11.

Книга в формате DjVu:
Часть 1 (Учебные планеры) — 3553 кб
Часть 2 (Тренировочные, рекордные планеры и новые конструкции) — 2661 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 302 кб


СОДЕРЖАНИЕ
Введение (стр. 3)
Основные элементы конструкции планера (стр. 5)
Полет планера (стр. 10)
Классификация планеров (стр. 11)
Требования к конструкции планеров (стр. 12)
Материалы (стр. 14)
Нагрузки на планер в полете (стр. 17)
Учебные планеры (стр. 20)
Планер А-1 (У-с4) (стр. 20)
Планер А-2 (стр. 44)
Планер БРО-9 (стр. 65)
Планер БРО-11 (стр. 90)
Технические данные учебных планеров (стр. 117)
Тренировочные планеры (стр. 118)
Планер ВА-3/48 «Днепр» (стр. 118)
Планер ПАИ-6 (стр. 120)
Планер МАК-15 (стр. 122)
Планер Ш-18 (стр. 140)
Рекордные планеры (стр. 164)
Планер А-9 (стр. 164)
Планер А-10 (стр. 183)
Планер Ш-16 (стр. 134)
Планер «Кашук» (стр. 188)
Новые конструкции планеров (стр. 191)
Планер КАИ-12 «Приморец» (стр. 191)
Планер КАИ-11 (стр. 198)
Планер БРО-12 (стр. 201)
Планер БК-4 «Каунас» (стр. 203)
Планеры А-11 и А-13 (стр. 205)
Технические данные тренировочных и рекордных планеров (стр. 215)
Перспективы и задачи дальнейшего развития конструкции планеров (стр. 217)