ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Доцент, кандидат технических наук
Резников Марк Евсеевич
Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов



Издание: Резников М. Е. Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов. — М.: Воениздат, 1973. — 232 стр. / Под редакцией В. Г. Столярова. // Тираж 8 000 экз. Цена 1 р. 02 к.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В книге изложены основные сведения о свойствах и особенностях применения топлив, смазочных материалов и технических жидкостей, обеспечивающих работу двигателей, механизмов и обслуживающих систем летательных аппаратов. Рассматриваются как теоретические вопросы, дающие представление о смысле применения, преимуществах и недостатках различных видов топлив, смазочных материалов и технических жидкостей, так и практические вопросы обращения с ними при эксплуатации авиационной техники, при хранении и транспортировке.
Сорта современных авиационных топлив, масел, смазок и жидкостей описаны в соответствии с действующими стандартами. Характеристика ракетных топлив, а также специальных источников рабочих тел, смазочных материалов и технических жидкостей перспективных воздушных и космических летательных аппаратов основана на материалах, опубликованных в иностранной печати.
Книга рассчитана главным образом на инженерный и технический состав авиации. Возможно также ее использование в учебном процессе при подготовке специалистов авиационного профиля, в программу обучения которых входит курс топлив и смазочных материалов.

Книга в формате DjVu — 3273 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 485 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (стр. 3)
Часть первая. ТОПЛИВА
Глава 1. Общая характеристика топлив для летательных аппаратов (стр. 6)
Назначение и классификация топлив (стр. 6)
Процессы воспламенения и горения топлива (стр. 10)
Потребное количество окислителя (стр. 14)
Теплота сгорания топлива (стр. 17)
Топливо как источник рабочего тела (стр. 25)
Топливо как источник импульса тяги (стр. 30)
Основные показатели физических свойств жидких топлив (стр. 33)
Основные показатели химических свойств жидких топлив (стр. 42)
Общие требования к топливу (стр. 45)
Глава 2. Краткие сведения о производстве топлив (стр. 48)
Нефть — основной вид сырья для производства топлив (стр. 48)
Прямая перегонка нефти (стр. 49)
Очистка и переработка нефтепродуктов (стр. 50)
Принципы производства неуглеводородных топлив и компонентов (стр. 52)
Глава 3. Топлива для воздушно-реактивных двигателей (реактивные топлива) (стр. 54)
Условия применения и требования к качеству топлив для газотурбинных двигателей (стр. 54)
Сорта реактивных топлив (стр. 60)
О влиянии свойств топлива на силу тяги двигателя (стр. 63)
Влияние свойств топлива на дальность полета самолета и на потребное количество топлива для полета по заданной программе (стр. 64)
Влияние свойств топлива на работоспособность и эксплуатационную надежность топливной системы самолета и двигателя (стр. 69)
Влияние свойств топлива на надежность деталей газового тракта двигателя (стр. 79)
Огнеопасность топлива (стр. 81)
Перспективные топлива для воздушно-реактивных двигателей, рассчитанных на большие сверхзвуковые скорости полета (стр. 83)
Глава 4. Авиационные бензины (стр. 86)
Особенности поршневых двигателей и требования к топливу (стр. 86)
Показатели детонационной стойкости (стр. 89)
Антидетонатор (стр. 90)
Сорта авиационных бензинов (стр. 91)
Глава 5. Ракетные топлива (по материалам зарубежной печати) (стр. 93)
Условия применения и общие требования к ракетному топливу (стр. 93)
Жидкие ракетные топлива раздельной подачи (стр. 100)
Окислительные компоненты жидких ракетных топлив (стр. 105)
Горючие компоненты жидких ракетных топлив (стр. 107)
Унитарные жидкие ракетные топлива (стр. 110)
Особенности обращения с жидкими ракетными топливами (стр. 112)
Особые свойства твердых ракетных топлив и требования к их качеству (стр. 116)
Смесевые твердые ракетные топлива (стр. 119)
Двухосновные (коллоидные) твердые ракетные топлива (стр. 124)
Перспективные высокоэффективные источники тяги (стр. 125)
Часть вторая. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ
Глава 6. Общая характеристика смазочных материалов (стр. 132)
Назначение и классификация смазочных материалов (стр. 132)
Внешнее трение, граничная смазка и смазывающая способность (стр. 134)
Вязкость (внутреннее трение) смазочных материалов (стр. 143)
Вязкостно-температурные и пусковые характеристики смазочных материалов (стр. 146)
Физическая стабильность и однородность смазочных материалов (стр. 151)
Термоокислительная и термическая стабильность смазочных материалов (стр. 152)
Коррозионная активность смазочных материалов (стр. 155)
Общие требования к смазочным материалам (стр. 158)
Глава 7. Краткие сведения о производстве смазочных материалов и технических жидкостей (стр. 161)
Получение синтетических масел и жидкостей (стр. 161)
Производство нефтяных масел (стр. 164)
Получение присадок (стр. 166)
Производство консистентных смазок (стр. 167)
Производство этилового спирта (стр. 167)
Глава 8. Масла для авиационных двигателей (стр. 169)
Условия работы масла в турбореактивных двигателях и требования к маслам для них (стр. 169)
Синтетические масла для турбореактивных двигателей (стр. 173)
Нефтяные масла для турбореактивных двигателей (стр. 176)
Перспективные смазочные материалы для ТРД с особо высокой температурой узлов трения (стр. 180)
Особенности смазки турбовинтовых двигателей и применяемые на них масла (стр. 183)
Масла для поршневых двигателей (стр. 186)
Глава 9. Масла для механизмов и оборудования летательных аппаратов (стр. 190)
Трансмиссионные масла (стр. 190)
Масла для умеренно нагруженных механизмов, агрегатов и узлов (стр. 193)
Приборные масла (стр. 194)
Глава 10. Консистентные смазки (стр. 196)
Состав и структура консистентных смазок (стр. 196)
Структурно-механические свойства пластичных смазок (стр. 198)
Стабильность и защитные свойства консистентных смазок (стр. 202)
Антифрикционные смазки (стр. 205)
Уплотнительные смазки (стр. 209)
Смазки для консервации (стр. 209)
Глава 11. Технические жидкости (стр. 212)
Назначение и классификация технических жидкостей (стр. 212)
Жидкости для гидроустройств самолетов и вертолетов (гидромасла) (стр. 212)
Авиационные антиобледенительные и охлаждающие жидкости (стр. 219)
Огнегасящие составы (стр. 222)
Литература (стр. 224)

ВВЕДЕНИЕ

Тактико-технические показатели и эксплуатационная надежность летательных аппаратов в большей мере, чем любых других объектов техники, зависят от состава и качества топлив, масел, смазок, технических жидкостей. Боевая мощь ракетоносных Военно-Воздушных Сил и огромные масштабы авиационных перевозок в немалой степени обязаны достижениям советской науки и промышленности в области разработки и производства топлив и смазочных материалов. Благодаря повседневному вниманию Коммунистической партии и Советского правительства бурное развитие авиационной и ракетной техники подкрепляется непрерывным ростом и совершенствованием необходимой для нее топливной базы.

Основатель Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин, заботясь об организации Красного Воздушного флота, в тяжелых условиях гражданской войны не упускал из виду вопросы обеспечения аэропланов топливом. Владимир Ильич лично и через руководящие органы молодой Советской республики к строительству Воздушного флота и выработке топлива для него привлек выдающихся ученых и инженеров, перешедших на сторону революции. Их научные идеи были подхвачены и развиты тысячами энтузиастов науки и техники, направленных партией в авиацию, самолетостроение, нефтяную и химическую промышленность.

Продолжая традиционную связь с практикой, заложенную в области переработки нефти корифеем русской науки Д. И. Менделеевым, советские ученые обеспечили успешное решение проблем авиационных и ракетных топлив и смазочных материалов. Еще в 1918 г. Н. Д. Зелинский наладил под Москвой получение бензина для молодой советской авиации на основе предложенного им процесса каталитического крекинга. Открытые Н. Н. Семеновым в 20-х годах законы цепных реакций были применены учеными его школы к процессам в авиационных двигателях, что позволило определить требования к топливу для них. К. Э. Циолковский выдвинул руководящие идеи в области подбора горючих и окислителей для ракетных двигателей (он даже предполагал возможным использование в них свободных радикалов и атомной энергии). Ученые и специалисты Реактивного НИИ — ученики и продолжатели его дела — еще в 30-е годы разработали и испытали конкретные составы топлив, лежащие в основе современной ракетной техники Фундаментальные идеи Н. П. Петрова (80-е годы прошлого века) в области трения и смазки, развитые и усовершенствованные на основе современных достижений физики и химии, позволили определить состав и обеспечить необходимые свойства смазочных материалов для работающих в сложных условиях узлов трения летательных аппаратов.

Для современного периода характерно формирование особой отрасли науки, изучающей физические и химические процессы в двигателях, которые определяются применяемыми в них топливами и маслами, науки о применении топлив и смазочных материалов (крупнейший советский специалист в этой области проф. К. К. Папок предложил назвать ее химмотологией). Ее задача — исследовать и обеспечить соответствие между топливами и маслами, с одной стороны, и двигателями (их конструкцией и параметрами, материалами, режимами работы), с другой стороны. С развитием реактивной техники, невиданным ростом скорости, высоты, дальности и продолжительности полетов, с повышением силовой и тепловой напряженности двигателей и систем летательных аппаратов в этой области встают все новые и новые сложные проблемы. Воздействие жестких условий полета вызывает необратимые изменения состава и свойств топлив, смазочных материалов, технических жидкостей, которые в результате этого в свою очередь могут вызывать неисправности, отказы в работе двигателей и систем, разрушение отдельных деталей и узлов.

Ввиду опасных последствий отказов в работе техники обеспечение надежности для летательных аппаратов всегда является проблемой № 1. Поэтому главное внимание обращается на эксплуатационные свойства топлив, смазочных материалов и жидкостей, от которых зависит надежность двигателей и систем летательных аппаратов: повышение термостабильности, уменьшение нагарообразования, снижение коррозионной активности, улучшение противоизносных свойств и т. д. При этом всегда сохраняется проблема повышения эффективности топлив и смазочных материалов, ибо каждый лишний килограмм топлива, масла, жидкости, поднятый летательным аппаратом, соответственно снижает полезную нагрузку или боевые возможности летательного аппарата.

Непрерывный прогресс качества топлив и смазочных материалов отнюдь не снижает остроту этих проблем, так как опережающее развитие авиации, космонавтики, ракетной техники требует решения еще более сложных вопросов, служит источником новых противоречий, трудностей роста, которые предстоит преодолеть. При этом отрицательный эффект некоторых свойств топлива или масла, неудовлетворительных в особо жестких условиях, приходится компенсировать конструктивными и технологическими мероприятиями. В системе летательный аппарат — топливо (или масло) все взаимно связано. Если недостаточно высокое качество топлива (или масла) снижает эффективность и надежность летательного аппарата, то повышение требований к топливу (или маслу) приводит к удорожанию последних, к сокращению возможностей их массового производства, т. е. может привести к нерентабельности техники или невозможности обеспечить ее необходимым количеством топлива (или масла).

Грандиозные планы развития нефтяной и химической промышленности, переработки нефти и газа, намеченные XXIV съездом КПСС, обеспечивают возможность получения всех видов и сортов топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей, необходимых для авиационной техники.