ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Платонов К., Шварц Л.
Очерки психологии для летчиков



Издание: Платонов К., Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 192 с. / Под редакцией члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР А. Н. Леонтьева / Цена 7 руб. 25 коп.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: Книга является пособием по психологии, проиллюстрированным психологическим анализом летной деятельности и летного обучения.
Материал дан применительно к потребностям летного обучения, воспитания и изучения индивидуальных особенностей курсантов авиаучилищ и летчиков строевых частей ВВС.
Книга рассчитана на инструкторов, командиров звеньев, эскадрилий и авиационных врачей авиаучилищ и строевых частей ВВС.

Книга в формате DjVu — 2062 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 493 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (стр. 3)
Введение (стр. 5)
Глава I. Ощущения и восприятия
Субъективный образ объективного мира (стр. 7)
Пять ли чувств у человека? (стр. 8)
О воздушной болезни (стр. 9)
О рецепторах и анализаторах (стр. 11)
Пороги раздражения (стр. 15)
Целостность восприятия (стр. 18)
Избирательность восприятия (стр. 23)
Иллюзии (стр. 25)
Развитие наблюдательности (стр. 26)
Глава II. Внимание
Что такое внимание? (стр. 34)
Активность внимания (стр. 32)
Направленность внимания (стр. 33)
Объем, распределение и переключение внимания
Интенсивность и устойчивость внимания (стр. 37)
Рассеянность (стр. 39)
Будьте внимательнее! (стр. 41)
Глава III. Память
Природа памяти (стр. 45)
Какая память хорошая? (стр. 47)
Виды и типы памяти (стр. 48)
Способы запоминания (стр. 50)
От чего зависит хорошая память? (стр. 52)
Забывание (стр. 54)
Как улучшить память? (стр. 56)
Глава IV. Мышление
Этапы мыслительного процесса (стр. 59)
Ассоциации (стр. 61)
Представление, понятие и слово (стр. 63)
Процессы мышления (стр. 66)
Понял или усвоил? (стр. 67)
Роль воображения (стр. 69)
Недостатки мышления (стр. 71)
Некоторые выводы (стр. 72)
Глава V. Движения, действия, деятельность
О технике пилотирования (стр. 75)
Немного о физиологии движении (стр. 76)
Правильные и неправильные движения (стр. 79)
Сенсомоторные реакции (стр. 83)
Скорость и точность реакций (стр. 86)
Бывают ли «сверхскоростные» реакции? (стр. 89)
Устранение ошибок (стр. 92)
О действиях и деятельности (стр. 94)
Утомлен, переутомлен или устал? (стр. 95)
Глава VI. Навыки
Знания и навыки (стр. 101)
Кривая упражнения (стр. 102)
Что влияет на продуктивность навыка? (стр. 108)
Автоматизация навыка и привычка (стр. 110)
«Закон эффекта» (стр. 112)
Перенос навыков (стр. 114)
О наземных тренажерах (стр. 117)
Глава VII. Эмоции
Отношение к окружающему (стр. 122)
Роль телесных изменений (стр. 124)
О вегетативной нервной системе (стр. 126)
Эмоциональный тонус (стр. 128)
Классификация эмоций (стр. 131)
О напряженности в полете (стр. 134)
Воспитание эмоций (стр. 138)
Глава VIII. Воля
Волевые процессы (стр. 142)
Произвольные и непроизвольные движения (стр. 144)
Волевые качества (стр. 145)
О дисциплине (стр. 150)
Глава IX. Психология личности
О сознании (стр. 153)
Направленность личности (стр. 155)
Тип нервной системы и темперамент (стр. 158)
Общественно-исторические условия развития личности (стр. 165)
Формирование личности и характера (стр. 167)
О способностях и компенсации (стр. 170)
Как изучать курсанта? (стр. 175)
О высотной болезни (стр. 179)
Почему произошла авария? (стр. 181)
Заключение
О воинском воспитании (стр. 186)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый летчик изучает науки, объясняющие поведение самолета в воздухе. Но самолет летает не сам, — им управляет человек, и поведение самолета всецело зависит от действий человека, им управляющего. Не самолет делает ошибки в воздухе, а человек, управляющий им. Поэтому освоение наук, объясняющих поведение человека, так же необходимо каждому летчику, как и изучение поведения самолета.

Аэродинамика дает нам представление о законах, объясняющих поведение самолета в воздухе. Психология дает представление о закономерностях, объясняющих деятельность человека.

Для того чтобы летать надежно, очень важно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Мои успехи в авиации часто объясняют отличным знанием техники. Это зерно... но на 1%, а остальные 99% относятся к умению познать, изучить себя и умению совершенствовать себя. Это совершенствование нужно начинать с изучения основ психологии.

Предлагаемые авторами «Очерки психологии для летчиков» — пока единственный труд по психологии, написанный специально для авиационной профессии.

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации ГРОМОВ М. М.