ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Профессор доктор
Мекинг Л.
Порты Японии в их связи с природой и экономикой страны



Издание: Мекинг Л. Порты Японии в их связи с природой и экономикой страны. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1941. — 340 с. // Переработанный и дополненный перевод с немецкого К. Грушевого. Под редакцией Е. Шведе. /// Цена 10 руб. 70 коп.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: Содержанием книги является подробное описание природных условий, устройства, деятельности и экономического значения 54 важнейших торговых и 6 военных портов Японии и общий очерк развития и современного состояния морского транспорта и торгового флота Японии. В русском издании весь материал дополнен новейшими данными по 1938—1939 гг., а общий очерк написан заново.
Книга предназначается для работников военного и торгового флотов и для всех занимающихся вопросами экономической и транспортной географии, и рассчитана на читателя, знакомого с основными вопросами физической и экономической географии.

Книга в формате DjVu — 4727 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 1007 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
От переводчика (стр. 3)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПОРТОВ ЯПОНИИ
Глава I. Краткий обзор природных условий японских портов
1. Введение (стр. 7)
2. Географическое положение Японии (стр. 8)
3. Поверхность (стр. 11)
4. Реки (стр. 16)
5. Морские факторы (стр. 17)
6. Климатические влияния (стр. 21)
7. Характер береговой линии (стр. 24)
Глава II. Краткий очерк развития морского транспорта и внешних отношений докапиталистической Японии
8. Период до появления европейцев в Японии (стр. 30)
9. Первые сношения с европейцами (стр. 32)
10. Время изоляции Японии (стр. 33)
11. Сношения с другими странами в период изоляции и конец этого периода (стр. 35)
Глава III. Краткий очерк развития внешней торговли и морского транспорта Японии после революции Мейдзи
12. Очерк общего хода развития внешней торговли (стр. 39)
13. Внешняя торговля Японии. Импорт (стр. 42)
14. Внешняя торговля Японии. Экспорт (стр. 47)
15. Изменения во внешней торговле Японии в связи с японо-китайской войной 1937 г. (стр. 51)
16. Развитие морского транспорта и торгового флота Японии до начала 30 гг. XX в. (стр. 53)
Глава IV. Общий очерк современного состояния и деятельности японского торгового флота
17. Современный торговый флот Японии. Состав флота (стр. 63)
18. Современный торговый флот Японии. Судостроение (стр. 74)
19. Современный торговый флот Японии. Деятельность флота (стр. 79)
20. Внутренний транспорт Японии и значение морского торгового флота (стр. 84)
Глава V. Общие данные о портах Японии
21. Общие сведения о торговых портах (стр. 92)
22. Краткие сведения о морских промыслах, промысловом флоте и рыбачьих портах Японии (стр. 104)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ПОРТОВ
Введение. Распределение портов по группам (стр. 113)
Глава I. Порты острова Кюсю
Общая характеристика размещения портов Кюсю (стр. 114)
1. Кагосима (стр. 114)
2. Мисуми (стр. 119)
3. Нагасаки (стр. 122)
4. Миике (стр. 132)
5. Хирадо б. Имари (стр. 137)
7. Сасебо (стр. 138)
8. Карацу (стр. 141)
9. Фукуока — Хаката (стр. 143)
10. Вакамацу (стр. 149)
Общее заключение о портах Кюсю (стр. 154)
Глава II. Порты Японского Внутреннего моря
A. Порты Западного входа в Японское Внутреннее море (стр. 156)
11. Кокура (стр. 156)
Порты Симоносекского пролива (стр. 158)
12. Симоносеки. 13. Модзи (стр. 158)
Б. Порты Восточного входа в Японское Внутреннее море (стр. 167)
14. Кобе (стр. 171)
15. Осака (стр. 182)
16. Сакаи (стр. 193)
B. Остальные порты Внутреннего моря (стр. 195)
17. Такамацу (стр. 196)
18. Тадсцу (стр. 198)
19. Уно (Окаяма) (стр. 200)
20. Ономити (стр. 201)
21. Итозаки (стр. 203)
22. Удзина — Хиросима (стр. 204)
23. Куре и Иосиура (стр. 206)
24. Токуяма (стр. 208)
25. Имабари (стр. 209)
26. Мицугахама — Такахама (стр. 212)
Г. Порты перед Восточным входом во Внутреннее море (стр. 214)
27. Токусима и Комацусима (стр. 214)
28. Вакаяма — Ваканура (стр. 218)
Общее заключение о портах Внутреннего моря (стр. 220)
Глава III. Порты Тихоокеанского побережья острова Хонсю
A. Порты залива Исе (стр. 222)
29. Нагойя (стр. 226)
30. Йоккаити (стр. 231)
Б. Порты залива Суруга (стр. 234)
31. Симидзу (стр. 234)
B. Порты Токийского залива (стр. 238)
32. Иокогама (стр. 241)
33. Токио (стр. 249)
34. Йокосука (стр. 254)
35. Урага (стр. 256)
Г. Рыбачьи порты равнины Канто (стр. 257)
36. Мисаки (стр. 257)
37. Тиоси (стр. 258)
Д. Порты Сендайского залива (стр. 260)
38. Исиномаки (стр. 261)
39. Сиогама (стр. 262)
Общее заключение о портах тихоокеанского побережья Хонсю (стр. 264)
Глава IV. Порты западного побережья Хонсю
Распределение портов (стр. 265)
A. Порты Тюгоку (стр. 265)
40. Сакаи (Матсуе) (стр. 265)
Б. Порты залива Вакаса (стр. 269)
41. Миядзу (стр. 270)
42. Майдзуру и 43. Син-Майдзуру (стр. 272)
44. Цуруга (стр. 274)
B. Порты больших равнин северо-запада Хонсю (стр. 278)
а) Порты полуострова Ното (стр. 278)
45. Канаива (стр. 278)
46. Фусики (стр. 279)
47. Нанао (стр. 281)
б) Порты равнины Ниигата (стр. 283)
48. Ниигата (стр. 283)
40. Наойецу (стр. 290)
в) Порт равнины Саката (стр. 291)
50. Саката (стр. 291)
г) Порты равнины Акита (стр. 293)
51. Акита — Цутизаки (стр. 293)
52. Фунакава (стр. 296)
Г. Порты северного берега Хонсю (стр. 297)
53. Аомори (стр. 297)
54. Оминато (стр. 302)
Общее заключение о портах западного побережья Хонсю (стр. 302)
Глава V. Порты острова Хоккайдо
Хоккайдо как общий хинтерланд для портов острова (стр. 304)
55. Хакодате (стр. 306)
56. Муроран (стр. 310)
57. Отару (стр. 314)
58. Румой (стр. 318)
59. Кусиро (стр. 323)
60. Немуро
Общее заключение о портах острова Хоккайдо (стр. 324)
Перечень источников (стр. 326)
Список карт и планов (стр. 327)
Указатель географических названий (стр. 329)

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Перевод труда известного германского географа, профессора, доктора Л. Мекинга «Порты Японии» был предпринят по инициативе кафедры Военно-Морской географии Академии ВМФ им. Ворошилова. Автор предлагаемого вниманию советского читателя труда, профессор Мекинг, посетил Японию в 1911 — 1912 гг. и тогда же начал сбор и обработку материалов для настоящего исследования. В 1926 г. проф. Мекинг еще раз посетил Японию и объехал почти все описанные им порты. Ему удалось использовать на месте, кроме своих личных наблюдений, еще и ряд материалов, не имеющихся ни в европейской, ни в американской литературе. Все это придает особую ценность фактическому материалу книги.

Весь труд проф. Мекинга распадается на две части: первая, вводная часть, посвящена краткому обзору отдельных сторон физической и экономической географии Японии исключительно с точки зрения влияния этих условий на размещение и деятельность портов, не являясь, однако, ни в какой мере общим географическим очерком страны; во второй, специальной части, дается описание отдельных портов. Описание это не претендует на исчерпывающую полноту. Автор стремился из множества японских портов отобрать наиболее типичные для каждой отдельной области и показать на них наиболее характерные черты и отдельных портов и всей их группы в целом. Так например, останавливаясь более детально только на некоторых из ряда мелких портов Внутреннего моря, автор хотел в то же время показать как общее значение этих портов во всей картине морского транспорта Японии, так и в частности показать роль и место всей этой группы в целом по отношению к таким крупным портам того же моря, как Осака и Кобе. Такие же цели преследовал автор и в обзоре таких групп портов, как порты островов Хоккайдо, Кюсю, порты западного и тихоокеанского побережья Хонсю.

Общая совокупность обзоров всех портовых групп и их сопоставление между собой должны, по мнению автора, способствовать и разрешению основной задачи — дать читателю представление о значении моря и морских сообщений в физической и экономической географии Японии.

Книга была написана проф. Мекингом после его вторичной поездки в Японию и издана в Германии в 1931 г. Уже этот год издания ставил перед переводчиком задачу дополнения книги более новыми данными. Кроме того, общая, геополитическая в целом, концепция автора ставила и вторую задачу — необходимость, значительной переработки труда проф. Мекинга. В русском издании, кроме дополнений, пришлось произвести и ряд сокращений. Сильно сокращены, а иногда и совсем выпущены, геологические характеристики района каждого порта, а также и ряд исторических сведений. Зато экономическую характеристику хинтерланда почти каждого порта пришлось писать заново. Дополнен и освежен статистический материал, расширены очерки военных портов и дана иная оценка их значения. Количество вставок и дополнений оказалось настолько велико и так тесно связано с изложением, что совершенно не представилось возможным выделить их какими-либо знаками; наиболее крупные вставки и дополнения во II части заключены в квадратные скобки.

Вся первая вводная часть написана заново и немецкий текст оригинала был использован только как один из источников.

При переводе и переработке настоящего труда были частью проверены и просмотрены некоторые использованные проф. Мекингом источники, касающиеся истории японских портов и мореплавания; список источников дается в приложении.

Ряд карт и планов портов потребовал пересоставления или дополнений; некоторые планы, отсутствующие в оригинале, сделаны заново.

Предлагаемая вниманию читателя книга, отнюдь не являясь справочником по портам Японии, заполняет один из больших пробелов в русской литературе по географии Японии.