ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Лобеф М., Стро Г. / Laubeuf M., Stroh H.
Подводные лодки



Издание: Лобеф М., Стро Г. Подводные лодки. — М-Л.: Отдел издательства НКО СССР, 1934. — 242 с. / Управление Военно-Морских Сил РККА. Научно-Исследовательский Институт Военного Кораблестроения ВМС РККА // Перевод с французского издания: А. Иерxо, Э. Крюгер, М. Малинина, К. Перцева. Под редакцией НИВК. /// Тираж 2000 экз.
Оригинал: M. Laubeuf et H. Stroh. Sous-Marins. — Paris, 1923.
Scan: Danila - Master of Science (M.Sc.) in Physics

Из предисловия: Книга Лобефа и Стро: «Подводные лодки, торпеды и мины» широко охватывает почти все вопросы, связанные как с конструкцией самих лодок, так и с устройством и назначением отдельных вспомогательных механизмов, необходимых для жизни лодки, давая в то же время ряд ценных указаний расчетного характера.

Книга в формате DjVu с разрешением 300 dpi:
Главы I—VIII — 4697 кб
Главы IX—XVII — 3927 кб

Книга в формате DjVu с разрешением 600 dpi:
Глава I (пп.1—15) — 3465 кб
Глава I (пп.16—18) — 2995 к
Главы II—V — 4919 к
Главы IV—XII — 3710 к
Главы XIII—XVI — 4782 к
Глава XVII — 4905 к

Невыправленный текст в формате TXT — 962 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
От переводчиков (стр. 7)
Предисловие автора (стр. 9)
Глава I. Исторический обзор подводного плавания (по 1914 год включительно) (стр. 10)
1. Возникновение судов подводного плавания (стр. 10)
2. Tortue Бушнеля (1776) (стр. 11)
3. Nautile Фультона (стр. 12)
4. Brandtaucher В. Бауера (1850) (стр. 16)
5. Plongeur Бургуа и Брюна (1864) (стр. 16)
6. Первые электрические подводные лодки: Gymnote Густава Зеде (1886) (стр. 19)
7. Gustave Zédé постр. Густава Зеде и Ромацотти (стр. 21)
8. Идея подводной лодки, транспортируемой другим кораблем (стр. 23)
9. Типы Morse и Farfadet. Изыскания в области подводного плавания за границей (стр. 24)
10. Первая автономная ныряющая лодка Narval (1897) (стр. 26)
11. Сравнительные испытания во Франции лодок чисто подводного и ныряющего типа (стр. 34)
12. Последний этап: эскадренная ныряющая лодка (стр. 39)
13. Подводные лодки других держав (стр. 43)
14. Подводная лодка Голланда (стр. 45)
15. Подводная лодка Лэка (1902 г.) (стр. 46)
16. Сравнительные испытания 1907 г (стр. 47)
17. Новый тип Лэка (1906 г.) (стр. 47)
18. Применение на лодках двигателя Дизеля (1908 г.) (стр. 48)
Глава II. Корпус (стр. 67)
1. Различные типы подводных лодок (стр. 67)
2. Расчет прочности корпуса (стр. 77)
а) Толщина обшивки (стр. 78)
б) Определение размеров шпангоутов (стр. 80)
Метод Лобефа (стр. 82)
Марбека (стр. 86)
Хюттера (стр. 102)
Формулы Радигэ (стр. 112)
Метод Симоно (стр. 116)
Исследования Дуайэра пластин и колец, нагруженных внешними силами (стр. 130)
I) Общее решение задачи (стр. 130)
II) Приложение к отдельным частным случаям (стр. 138)
III) Выводы и заключение (стр. 143)
Глава III. Остойчивость (стр. 145)
Глава IV. Двигатели для надводного хода (стр. 152)
1. Условия, которым должны удовлетворять двигаели надводного хода. Вес двигателей (стр. 152)
2. Габарит двигателей (стр. 156)
3. Скорость пуска и остановки (стр. 156)
4. Удобство обслуживания (стр. 157)
5. Дым. Шум (стр. 158)
6. Судовой двигатель Дизеля (стр. 160)
7. Сравнение двухтактных и четырехтактных двигателей (стр. 165)
8. Пуск в ход и реверс (стр. 170)
9. Нефтяные систерны (стр. 173)
Глава V. Двигатели для подводного хода (стр. 176)
1. Первые ходовые электромоторы (стр. 176)
2. Винты с поворотными лопастями (1897—1903) (стр. 177)
3. Современные глазные электромоторы (стр. 178)
4. Приборы управления (стр. 183)
5. Выбор напряжения тока (стр. 185)
6. Режимы работы. — Зарядка (стр. 188)
7. Электрические аккумуляторы (стр. 189)
Глава VI. Изыскания в области единого двигателя (стр. 201)
1. Паровые двигатели (стр. 203)
2. Двигатели внутреннего сгорания и взрывные двигатели (стр. 207)
Глава VII. Винты (стр. 217)
Глава VIII. Скорости и мощности в надводном и подводном положении. Районы плавания (стр. 223)
1. Надводное положение (стр. 223)
2. Подводное положение (стр. 226)
3. Надстройки (стр. 231)
4. Испытание моделей буксировкой в опытовом бассейне (стр. 233)
5. Исследование вице-адмиралом Фурнье сопротивления судов в погруженном состоянии (стр. 235)
6. Район плавания (стр. 238)
Глава IX. Вооружение подводных лодок. — Торпеды (стр. 241)
1. Расположение торпедных аппаратов (стр. 241)
2. Расположение аппаратов относительно корпуса лодки: аппараты
внутренние и наружные (стр. 248)
Глава X. Вооружение подводных лодок. — Артиллерия (стр. 254)
Глава XI. Вооружение подводных лодок — Мины заграждения (стр. 262)
Глава XII. Погружение и всплытие (стр. 263)
1. Заполнение баластных систерн (стр. 273)
2. Удаление воздуха из баластных систерн (стр. 279)
3. Всплытие (стр. 283)
Глава XII. Средства управления (стр. 286)
1. Вертикальные рули (стр. 286)
а) Расположение рулей (стр. 291)
б) Рулевые устройства и приводы (стр. 297)
2. Компасы магнитные и жироскопические (стр. 294)
а) Магнитные компасы (стр. 294)
б) Жироскопические компасы (стр. 300)
3. Перископы (стр. 306)
Длина и диаметр трубы (стр. 309)
Устройство перископов (стр. 318)
Установка перископов на лодках (стр. 319)
Глава XIV. Средства для погружения, Горизонтальные рули. Погружение с хода. Погружение на месте (стр. 321)
1. Погружение с хода (стр. 321)
2. Погружение на месте (стр. 340)
Глава XV. Вспомогательные устройства (стр. 343)
1. Водоотливная и осушительная системы (стр. 343)
2. Швартовка и буксировка (стр. 345)
3. Якорное устройство (стр. 348)
4. Вентиляция (стр. 353)
5. Регенерация воздуха на лодках в погруженном состоянии (стр. 357)
6. Жилые устройства (стр. 360)
а) Жилые помещения для личного состава (стр. 360)
б) Помещения для приготовления и хранения пищи (стр. 361)
в) Санитарные устройства (стр. 362)
7. Лоты (стр. 363)
Глава XVI. Средства внешней связи. Спасательные устройства (стр. 366)
1. Подводные колокола. Микрофоны (стр. 366)
2. Беспроволочный телеграф и телефония (стр. 369)
а) Беспроволочное телеграфирование в надводном состоянии (стр. 369)
б) Беспроволочное телеграфирование под водой (стр. 371)
3. Спасательные устройства
а) Свинцовые «грузы безопасности» (стр. 374)
б) Система сжатого воздуха (стр. 376)
в) Внешние средства спасания (стр. 382)
г) Применение сжатого воздуха (стр. 384)
д) Средства для спасания личного состава (стр. 384)
Глава XVII. Постройка подводных лодок во Франции и за границей после 1914 года (стр. 388)



ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ.

По сравнению с обширной отечественной литературой, относящейся к самым различным отраслям военной техники (авиация, автомобильное дело, химическая оборона и т. д.), в распоряжении читателя имеется очень немного трудов, как оригинальных, так и переводных, затрагивающих вопросы подводного плавания. Эта область представляла собой своего рода «табу» для «непосвященных», так как была скрыта за завесой секретности, а то, что мы имеем на сегодняшний день, это — весьма популярный материал самого общего характера, имеющий небольшую ценность для читателя, желающего более подробно ознакомиться с этой отраслью техники (Дебу, Голов, Белецкий, Миллер и др.).

Книга Лобефа и Стро: «Подводные лодки, торпеды и мины» (Вторая часть книги — «Torpilles et mines» не переведена, как устаревшая.) широко охватывает почти все вопросы, связанные как с конструкцией самих лодок, так и с устройством и назначением отдельных вспомогательных механизмов, необходимых для жизни лодки, давая в то же время ряд ценных указаний расчетного характера.

Следует признать, что выход в свет перевода этой книги, изданной во Франции в 1923 году, является в настоящий момент несколько запоздалым, поскольку и в области подводного плавания за эти десять лет техника шагнула далеко вперед. Ряд отделов этой книги (напр., глава о главных электромоторах, о спасательных средствах и др.) надлежит рассматривать, с современной точки зрения, как материал, имеющий лишь историческое значение, но и в том виде, как она написана, эта книга встретит, вероятно, живейший интерес, как у специалистов подводного плавания, так и в широких кругах читателей.

Как при переводе всякой технической книги, так и в данном случае, переводчики считали своей обязанностью придерживаться возможно ближе и точнее текста оригинала, отдавая себе ясный отчет в том, что от этого иногда страдает литературность слога. Кроме того, они не считали возможным заполнять перевод большим количеством примечаний, даже и в тех случаях, когда точка зрения автора явно расходится с существующими воззрениями на тот иди иной вопрос, полагая, что подводник сам сможет в нем разобраться, для неспециалиста же он большого значения не имеет (таков, напр., вопрос об остойчивости двухкорпусных лодок); краткие же примечания, отвлекая внимание читателя, все равно не смогут осветить его с достаточной полнотой.

Читатель встретится в этом переводе с двумя отдельными терминами: «подводная лодка» (sous-marin) и «ныряющая лодка» (submersible), из коих последний в нашей литературе почти что не встречается. Он сознательно сохранен нами с той целью, чтобы подчеркнуть в каждом отдельном случае разницу между обоими типами подводных судов, поскольку сам автор постоянно проводит параллель между «подводными» и «ныряющими» лодками, как с точки зрения их конструкции, так и условий эксплоатации.

Под термином «надводное водоизмещение» подразумевается водоизмещение лодки в крейсерском положении, иными словами,—»объем воды, соответствующий весу лодки», по аналогии с надводными судами; «подводное водоизмещение» представляет собой полный объем прочного корпуса.

Переводчики надеятся, что их труд принесет хоть небольшую пользу как судостроителю, так и плавающему составу подводных лодок, внося тем самым свою лепту в дело обороны границ СССР.

Э. Э. Крюгер.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.

Подводное плавание насчитывает в настоящее время не более 30 лет существования, так как моментом, с которого оно ведет свое действительно практическое существование, следует считать появление в 1886 году подводной лодки Gymnote.

С тех пор в области подводного плавания были достигнуты громадные успехи, но, тем не менее, и на сегодня остается еще многое сделать.

Авторы данного труда не берут на себя смелости утверждать, что ими изложено полностью все, что касается данной широкой темы, так как еще многое можно было бы добавить к тому, что в нем изложено.

Необходимо иметь в виду, что проблема подводного корабля соприкасается во многих отношениях с основами проектирования и теорией корабля, с тепловыми двигателями (двигатели Дизеля), с электротехникой (электромоторы и аккумуляторы) и, наконец, с теорией гребных винтов.

На подводной лодке приходится иметь дело с большим числом различных вспомогательных механизмов и устройств, разработка конструкций которых, в свою очередь, относится к области насосов, вентиляторов, воздушных компрессоров, беспроволочного телеграфа, микрофонов, оптических приборов (перископы), вопросов дыхания в замкнутом пространстве и т. п.

Пришлось бы, очевидно, написать не мало томов для того, чтобы осветить полностью все эти вопросы, большинство которых относится к самым различным областям прикладных наук.

По этой причине во многих случаях мы принуждены были ограничиться только указаниями на те сочинения, с помощью которых можно подробно разобраться в том или ином вопросе, или же — разъяснениями тех отклонений, которыми отличаются детали устройств подводных лодок от обычных корабельных конструкций.

Мы заранее просим принять наши извинения за допущенные нами в данном труде возможные и неизбежные недочеты, каковые могут быть пополнены в других томах энциклопедии.

М. Лобеф.

Париж 1923.