ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Кайсор Харли Д. | Kysor H. D.
Самолет в опасности



Издание: Кайсор X. Д. Самолет в опасности. — М.: Издательство иностранной литературы, 1958. — 504 с. / Перевод с английского Н. Ф. Кравцовой. Под редакцией Н. К. Пынеева. / Цена 11 р. 25 к.
Оригинал: Kysor H. D. Aircraft in Distress. — Philadelphia, 1956.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В данной книге рассматриваются вопросы обеспечения безопасности полетов самолетов и мероприятия, проводимые в этом направлении в США, даются рекомендации относительно действий экипажа и пассажиров самолета в аварийной обстановке, освещается деятельность авиационной аварийно-спасательной службы США.
Книга может быть рекомендована летному и инженерно-техническому составу Военно-воздушных сил и Гражданского воздушного флота, а также некоторым категориям работников авиационной промышленности и другим лицам, занимающимся вопросами обеспечения безопасности полетов и проведением аварийно-спасательных мероприятий в авиации.

Книга в формате DjVu — 3863 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 914 кб
Невыправленный текст в формате MS Word — 397 кб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию (стр. 5)
Предисловие (стр. 17)
Введение (стр. 19)
Глава I. ПОИСК И СПАСЕНИЕ САМОЛЕТОВ, ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ (стр. 21)
1. Общие положения (стр. 21)
2. Авиационная аварийно-спасательная служба (стр. 21)
3. Периоды аварийного положения самолета (стр. 34)
4. Планы полетов (стр. 36)
5. Связь (стр. 37)
6. Сеть радиолеленгаторных станций (стр. 66)
7. Спасательные меры при аварии самолета в районе аэродрома (стр. 72)
8. Аварийный автоматически действующий радиомаяк (стр. 78)
Глава II. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ (стр. 80)
1. Роль авиационных руководителей в обеспечении безопасности полетов (стр. 80)
2. Использование кислорода в полете (стр. 83)
3. Размещение грузов на самолете (стр. 85)
4. Влияние температуры и влажности воздуха на мощность поршневых двигателей (стр. 86)
5. Погода (стр. 92)
6. Пожар внутри самолета (стр. 134)
7. Координация действий членов экипажа (стр. 142)
Глава III. АВАРИИ И ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ САМОЛЕТА (стр. 145)
1. Аварии (стр. 145)
2. Подготовка летных экипажей на случай аварий самолета (стр. 147)
3. Аварийное оборудование самолета (стр. 150)
4. Инструктаж пассажиров (стр. 154)
5. Объявление пассажирам аварийного положения (стр. 159)
6. Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой (стр. 163)
7. Позы, рекомендуемые для пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу и на воду (стр. 167)
8. Эвакуация пассажиров из самолета после вынужденной посадки (стр. 176)
9. Порядок выхода пассажиров (стр. 185)
10. Обязанности членов экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду (стр. 205)
Глава IV. ПЕРЕХВАТ САМОЛЕТОВ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ, САМОЛЕТАМИ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (стр. 213)
1. Общие положения (стр. 213)
2. Порядок действий при вылете по тревоге (стр. 215)
3. Действия экипажа самолета спасательной службы (стр. 220)
4. Связь (стр. 221)
5. Навигация (стр. 227)
6. Применение радиотехнических средств (стр. 230)
7. Визуальное обнаружение самолета (стр. 242)
8. Порядок действий при потере ориентировки (стр. 243)
9. Выводы (стр. 247)
Глава V. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКИ (стр. 249)
1. Потеря ориентировки (стр. 249)
2. Выбор площадки для совершения вынужденной посадки (стр. 257)
3. Использование парашютов (стр. 262)
4. Вынужденные посадки (стр. 275)
5. Аварии самолетов (стр. 325)
6. Взлет и посадка на лыжах (стр. 341)
7. Световые маяки и другие световые сигнальные средства на авиалиниях США (стр. 342)
8. Освещение места вынужденной посадки (стр. 347)
9. Действия экипажа в случае аварии самолета (стр. 350)
Глава VI. ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА САМОЛЕТА НА ВОДУ (стр. 353)
1. Общие положения (стр. 353)
2. Связь. Координационный центр спасательной службы (стр. 353)
3. Океанские плавучие станции (стр. 355)
4. Торговые суда (стр. 370)
5. Определение направления и силы ветра (стр. 378)
6. Порядок действий при совершении вынужденной посадки на воду и техника ее выполнения (стр. 379)
7. Оценка пригодности закрытых водных пространств для посадки (стр. 385)
8. Оценка состояния моря и выбор курса посадки (стр. 386)
9. Вынужденная посадка на воду в условиях отсутствия видимости (стр. 405)
10. Освещение места вынужденной посадки самолета на воду (стр. 407)
11. Спуск на воду спасательных лодок и посадка на них пассажиров (стр. 415)
12. Преодоление вплавь участка поды, охваченного огнем (стр. 419)
Глава VII. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКИ (стр. 422)
1. Оказание первой помощи и спасение жизни (стр. 422)
2. Меры по сохранению жизни после вынужденной посадки на сушу (стр. 437)
3. Меры по сохранению жизни после вынужденной посадки на воду (стр. 471)
4. Меры по сохранению жизни после вынужденной посадки на лед (стр. 490)
Литература (стр. 497)



ПРЕДИСЛОВИЕ

Спастись или погибнуть! В одних случаях это может зависеть от запаса знаний, в других — от случайно сложившихся обстоятельств.

В большинстве случаев жизнь людей, оказавшихся в тяжелых условиях после вынужденной посадки самолета на землю или на воду, зависит от того запаса необходимых знаний, которыми они обладают. До выхода в свет этой книги необходимые знания были распылены по страницам многих отдельных документов. Масса ценнейших указаний по спасению жизни была скрыта от взоров людей в мертвых грудах актов расследования летных происшествий.

Харли Д. Кайсор взял на себя огромный и благородный труд — собрать, обработать и опубликовать весь имеющийся материал по вопросам обеспечения безопасности жизни людей при авариях самолетов. В этой работе ему оказали неоценимую помощь его коллеги, сотрудники и издатели. Успех его большого труда станет очевиден каждому, кто прочтет эту книгу.

Достаточно одного взгляда на оглавление книги, чтобы возбудить к ней интерес каждого человека, имеющего отношение к авиации. Более же внимательное изучение книги покажет, что она является незаменимым пособием при подготовке летного состава, а также при осуществлении руководства полетами самолетов. Хотя уровень безопасности полетов военных и гражданских самолетов является достаточно высоким, тем не менее большое количество жертв во время авиационных катастроф убедительно доказывает необходимость выпуска такой книги и дальнейшего изучения проблем, которые она затрагивает.

Не всем известно, что за последние 5 лет в США было 11 случаев вынужденных посадок самолетов на воду.

Из них большинство произошло не в открытом море, а в районе прибрежных аэродромов. Кроме того, в эти же годы зарегистрировано 16 вынужденных посадок рейсовых самолетов США на сушу. Из 583 человек, находившихся на этих самолетах, погибло 79 человек*.

Нет никакого сомнения в том, что вероятность спасения людей будет тем выше, чем лучше экипаж самолета знает, как поступать в случае аварийного положения и как действовать во время и после вынужденной посадки. Книга Кайсора будет полезной каждому, кто имеет прямое или косвенное отношение к полетам.

ДЖЕРОМ ЛИДЭРЭР, директор Фонда содействия безопасности полетов (Flight safety foundation).

*) По данным американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс энд уорлд рипорт», за пятилетний период, закончившийся 30 июня 1958 года, в США только с военными самолетами произошла 21000 аварий и катастроф, при которых погибло более 6000 человек («Советская авиация» от 8 и 9 августа 1958 года). — Прим. ред.



Для тех, кто летает на самолетах,
управляет ими
или отвечает за полеты.

ВВЕДЕНИЕ

В книге «Самолет в опасности» подробно рассматриваются следующие вопросы: оказание помощи терпящему бедствие самолету, обеспечение безопасности полетов, виды аварий и порядок эвакуации людей из самолета после аварии, осуществление перехвата терпящего бедствие самолета, порядок ведения аварийной радиосвязи, порядок действий экипажа при совершении вынужденной посадки самолета на сушу и на воду, оказание первой помощи и меры по сохранению жизни людей после вынужденной посадки.

Автор не ставил перед собой цели рассмотреть все возможные случаи аварий самолета и дать ряд твердых правил, которые могли быть пригодны для любого случая.

Реальная обстановка, в которой происходит каждая авария, всегда имеет свои особенности и отличия. Поэтому не может быть создано таких правил, которыми можно было бы заменить здравый рассудок, требующийся в каждом конкретном случае. Рекомендуемые в данной книге правила, хотя они и проверены на большом опыте, приводятся здесь не в качестве замены здравого рассудка, а в помощь ему, с тем чтобы, опираясь на них, можно было при необходимости быстро принять правильное решение с учетом конкретной обстановки.

В любом полете необходимо всегда считаться с возможностью аварии, которая потребует совершить вынужденную посадку на сушу или на воду и прибегнуть к помощи спасательных организаций. Это может произойти в следующих случаях:

1. При отказе мотора.

2. При пожаре на самолете.

3. При израсходовании запаса горючего.

4. При неблагоприятных метеорологических условиях.

5. При потере ориентировки.

Успех в совершении вынужденной посадки на сушу или на воду в первую очередь зависит от качества конструкции самолета и вспомогательного оборудования и от степени знания членами экипажа порядка действий в случае аварии и вынужденной посадки самолета. В данной книге не делается попытки детального рассмотрения конструкций самолетов. Все внимание здесь сосредоточено на вопросах, связанных с действиями пилота и других членов экипажа, от которых главным образом и зависит исход любой аварии.

Автор не претендует на оригинальность содержащегося в книге материала. При написании книги были использованы многочисленные источники из всех областей авиации.

Автор выражает большую благодарность всем организациям, которые оказали ему огромную помощь, снабдив его ценной информацией технического характера. Многие важные сведения, полученные у них, публикуются впервые.

Харли Д. Кайсор.