ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Корчемный Петр Антонович
Психология летного обучения



Издание: Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М.: Воениздат, 1986. — 136 с. Тираж 15 000. Цена 75 к.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В книге рассматриваются актуальные проблемы практики первоначальной подготовки курсантов-летчиков, обосновывается объем знаний по авиационной психологии, минимально необходимый летчику-инструктору и экипажу как коллективному педагогу. Особое внимание уделяется изучению личности курсанта, формированию его летного мастерства и высоких морально-политических и психологических качеств.
Книга рассчитана на летчиков-инструкторов, преподавателей, курсантов военных авиационных училищ и летный состав строевых частей ВВС.

Книга в формате DjVu — 847 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 381 кб
Невыправленный текст в формате DOC — 157 кб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (стр. 3)
Введение (стр. 4)
Общие вопросы психологии летного обучения (стр. 5)
Предмет и задачи психологии летного обучения (стр. 5)
Принципы летного обучения (стр. 6)
Естественно-научные основы психологии летного обучения (стр. 11)
Особенности функционирования психических процессов у курсантов в ходе обучения (стр. 17)
Восприятие курсантами учебного материала, предметов и явлений окружающей действительности при летном обучении (стр. 17)
Запоминание, творческое осмысливание и использование курсантом полученных знаний (стр. 32)
Чувства и воля в процессе обучения и воспитания (стр. 45)
Программа и методика изучения индивидуальных качеств курсанта (стр. 52)
Основные методы психологических исследований курсантов в процессе летного обучения (стр. 52)
Программа и некоторые методические рекомендации изучения и формирования личности курсанта (стр. 56)
Психологическая характеристика летного экипажа как коллективного педагога (стр. 73)
Содержание деятельности летно-инструкторского экипажа по обучению курсантов (стр. 73)
Требования, предъявляемые к летно-инструкторскому экипажу как коллективному педагогу (стр. 80)
Психомоторика (стр. 86)
Рабочие движения курсанта (стр. 86)
Сенсомоторные процессы (стр. 89)
Идеомоторные процессы (стр. 91)
Сенсоречевые процессы (стр. 93)
Психологические основы формирования летного мастерства курсантов (стр. 94)
Содержание летного местерства курсантов (стр. 94)
Закономерности формирования навыков пилотирования самолета (стр. 98)
Психологические особенности переноса и сохранения навыков. Некоторые критерии оценки уровня их развития (стр. 101)
Психологические условия формирования летного мастерства (стр. 103)
Обучение пилотированию по приборам (стр. 112)
Роль внимания в пилотировании самолета (стр. 112)
Методика формирования навыков и умений пилотирования по приборам (стр. 115)
Последовательность переключения внимания курсанта на различных этапах полета (стр. 122)
Морально-политическая и психологическая подготовка курсантов к учебным полетам (стр. 124)
Содержание морально-политической и психологической подготовки курсантов к учебным полетам (стр. 124)
Основы методики морально-политической и психологической подготовки курсантов к учебным полетам (стр. 128)
Заключение (стр. 135)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает защиту социалистического Отечества, укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности, подчеркивается в Программе КПСС, как одну из важнейших функций Советского общенародного государства. Большую роль в решении этой проблемы играют офицерские кадры, их сознательность, обученность, профессиональное мастерство, основы которых закладываются в стенах военных училищ, в том числе авиационных.

Профессия военного летчика — одна из самых сложных и своеобразных. Она предъявляет к летному составу, и в первую очередь к его психологическим качествам, высокие требования. Знание психологии летчиками-инструкторами военных авиационных учебных заведений значительно обогащает формы и методы их профессиональной подготовки по летному обучению курсантов, воспитанию у них высоких морально-политических, боевых и психологических качеств. В период современного развития авиационной техники, вооружения и средств управления учет психологических факторов — непременное условие научно обоснованней организации учебного процесса в училищах летчиков.

Кандидат психологических наук военный летчик-инструктор первого класса П. А. Корчемный на протяжении последних пятнадцати лет систематически исследует закономерности и механизмы психологии летного обучения. Многолетний опыт летной работы по обучению курсантов, кропотливое изучение психологии летного труда позволили автору на большом фактическом материале изложить основные теоретические и практические концепции первоначальной профессиональной подготовки курсантов-летчиков.

По своему содержанию предлагаемая автором книга представляет определенный интерес для всех категорий офицеров-воспитателей авиационных училищ, и в первую очередь для летного состава, непосредственно принимающего участие в летном обучении курсантов.

Практическая ценность этой книги заключается в том, что в ней используются результаты конкретных психолого-педагогических исследований, выполненных в последние годы непосредственно в летных училищах ВВС, по вопросам психологической характеристики летного экипажа как коллективного педагога, методики изучения индивидуальных качеств личности обучаемого, психологических условий формирования летного мастерства, морально-политической, психологической подготовки курсантов к учебным полетам и другим вопросам. Большое внимание также уделяется особенностям высшей нервной деятельности курсанта в условиях летного обучения. Автору удалось рассмотреть научные основы психологии сквозь призму летного обучения, сделать глубокие выводы, выработать рекомендации в помощь летно-инструкторскому составу для эффективного и качественного обучения курсантов-летчиков.

Тем не менее новизна подхода к проблеме, ее сложность и недостаточная освещенность в специальной военной литературе не позволили в полной мере исследовать все поднятые в книге вопросы, в связи с чем необходима дальнейшая разработка теории и практики психологии летного обучения при активном участии представителей различных областей авиационной науки и практики.

Заместитель главнокомандующего ВВС по ВВУЗ, Герой Советского Союза, кандидат исторических наук генерал-полковник авиации Г. Дольников