ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

полковник
Ховратович А. А.
Переправа войск



Издание: Ховратович А. А. Переправа войск. — М.: Воениздат МВС СССР, 1950. — 228 с. Цена 5 р.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В книге рассматриваются элементарные сведения о разведке переправ и основные виды переправы войск: вплавь, вброд, по льду, десантные, паромные и мостовые переправы, устраиваемые из табельных и местных средств.
Книга предназначается для сержантов инженерных войск.

Книга в формате DjVu — 4557 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 274 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (стр. 3)
Глава 1. Разведка переправ (стр. 5)
1. Общие сведения о реках (стр. 5)
2. Инженерная разведка реки (стр. 8)
Глава 2. Переправы вброд и через болота (стр. 33)
1. Общие сведения о бродах (стр. 33)
2. Инженерная разведка брода (стр. 37)
3. Оборудование брода (стр. 37)
4. Содержание брода (стр. 41)
5. Порядок переправы войск вброд (стр. 42)
6. Некоторые особенности переправы вброд (стр. 43)
7. Переправа через болото (стр. 45)
Глава 3. Переправа вплавь (стр. 47)
1. Общие сведения о переправе вплавь (стр. 47)
2. Переправа вплавь при помощи плотов специальных конструкций (стр. 51)
3. Переправа вплавь в горизонтальном положении (стр. 53)
4. Переправа вплавь в вертикальном положении (стр. 58)
5. Переправа кавалерии (стр. 63)
6. Порядок переправы вплавь (стр. 65)
Глава 4. Ледяные переправы (стр. 69)
1. Характеристика ледяных переправ и льда (стр. 69)
2. Прочность льда (стр. 72)
3. Определение грузоподъемности льда (стр. 75)
4. Разведка пункта ледяной переправы (стр. 77)
5. Сопряжение ледяной переправы с берегом (стр. 81)
6. Способы усиления льда (стр. 83)
7. Переправы осенью и весной (стр. 89)
8. Переходы через полыньи (стр. 91)
9. Оборудование пункта ледяной переправы (стр. 93)
10. Содержание пункта ледяной переправы (стр. 94)
Глава 5. Переправы при помощи подручных материалов и местных средств (стр. 99)
1. Значение подручных материалов и местных средств (стр. 99)
2. Характеристика местных средств и подручных материалов (стр. 99)
3. Общие сведения о конструкциях (стр. 110)
4. Конструкции плотов с верхним строением (стр. 111)
5. Плоты без верхнего строения (стр. 122)
6. Паромы (стр. 126)
7. Пристани (стр. 130)
8. Пешеходные мосты (стр. 132)
9. Наплавные мосты (стр. 138)
10. Саперные деревянные лодки (СДЛ) (стр. 140)
11. Якори и заменяющие их приспособления (стр. 140)
Глава 6. Табельные переправочные средства (стр. 146)
1. Общая характеристика средств
2. Легкие переправочные средства (стр. 147)
3. Мостовые переправочные парки и работы с ними (стр. 173)
4. Легкие мостовые парки (стр. 182)
5. Тяжелые понтонные парки (стр. 189)
6. Моторные средства (стр. 194)
7. Техника безопасности при работе с парками (стр. 195)
8. Хранение и сбережение табельного переправочного имущества (стр. 197)
Глава 7. Общие сведения о порядке переправы войск (стр. 199)
1. Десантный пункт переправы (стр. 200)
2. Паромный пункт переправы (стр. 204)
3. Мостовой пункт переправы (стр. 207)
Приложения.
1. Таблица разведки места переправы (стр. 210)
2. Управление и гребля (стр. 214)
3. Ориентировочная продолжительность полного рейса в минутах при переправе пехоты на понтонах и паромах (стр. 226)


ВВЕДЕНИЕ

Реки, озера и болота являются естественными препятствиями, которые сильно затрудняют наступательные действия войск.

Степень трудности преодоления этих препятствий зависит от величины их и главным образом от того, как организована оборона противника.

Чем шире река и чем лучше она обороняется противником, тем труднее ее форсировать.

Форсированием принято называть наступление с переправой войск через реку, берег которой обороняется противником.

Современные боевые средства дают возможность организовать сильную оборону водных препятствий.

Противник всегда будет прибегать к обороне водных препятствий, чтобы, прикрываясь ими, задержать наступающего, выиграть время и подтянуть свои свежие силы.

Широкие и глубокие реки и озера сами по себе являются труднопреодолимыми препятствиями и не требуют для обороны больших сил и средств, поэтому противник будет стараться удержать их, экономя силы и средства, которые он сможет использовать в другом месте.

При преследовании противника наступающий всегда должен стремиться с хода форсировать реку, совершая переправу быстро, чтобы не дать противнику оторваться и закрепиться на противоположном берегу.

При невозможности переправиться через реку с хода организуется планомерное форсирование реки. Оно обычно бывает в условиях длительного непосредственного соприкасания с противником, занимающим подготовленную им оборону на противоположном берегу реки.

Советская Армия в Великую Отечественную войну форсировала очень много широких рек: Днепр, Вислу, Дунай, Одер и др. Немцы заранее сильно укрепляли берега этих рек и мало верили в успех нашего форсирования.

Наши войска показали отличные образцы организации и проведения форсирования рек. Товарищ Сталин в своем докладе 6 ноября 1943 г. особо отметил, что только за три летних месяца 1943 г. наши войска «мастерски форсировали четыре очень серьёзных водных преграды — Северный Донец, Десну, Сож и Днепр» (И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Госполитиздат, 1949, стр. 111).

Форсирование рек требует от переправляющихся войск знания переправочных средств и умения переправляться на них, а от инженерных войск — умения в короткие сроки устраивать переправы из табельных и местных средств, обеспечивая этим самым высокий темп наступления.

Для выполнения этой задачи инженерные войска должны научиться:

— быстро и правильно производить инженерную разведку реки;

— отлично организовывать работы по устройству переправ, чтобы у работающих не было вынужденных простоев и лишних движений;

— все работы, связанные с устройством переправы, выполнять четко и в высоком темпе, совершая переноску легкого имущества бегом, а тяжелого — ускоренным шагом;

— все работы всегда доводить до конца, выполняя их хорошо (закреплять все болты, правильно сопрягать берег с мостом и т. д.);

— на всех работах соблюдать звуковую и световую маскировку, не допуская шума, разговоров, стука имуществом, курения ночью и пр.

Надо всегда помнить, что даже хорошо организованными и быстро выполненными работами войска могут не воспользоваться, если эти работы (в период их выполнения) будут противником обнаружены вследствие несоблюдения звуковой и световой маскировки.

Чтобы правильно и быстро устраивать переправы через любые водные препятствия, саперы и понтонеры обязаны изучить и знать в совершенстве переправочное дело.