ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Профессор, доктор технических наук
Булинский Вадим Александрович
Динамика маневрирования самолета-истребителя в воздушном бою



Издание: Булинский В. А. Динамика маневрирования самолета-истребителя в воздушном бою. — М.: Воениздат, 1957. — 200 с. Цена 5 р. 30 к.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: В книге излагается теория маневрирования самолета-истребителя в воздушном бою. В ней рассматриваются маневры самолета-истребителя, выполняемые в процессе поиска цели, сближения с целью, атаки для ее уничтожения, повторной атаки и т. п.
В книге даны простые способы расчета кривых сближения и кривых атак, областей возможных маневров сближения и областей возможных атак, маневра выхода из атаки, повторной атаки, групповой атаки, а также некоторых других маневров.
Книга рассчитана на летный и инженерный состав ВВС. Она может быть полезной для слушателей высших военно-учебных заведений ВВС, студентов авиационных вузов и специалистов авиационной промышленности.

Книга в формате DjVu — 2498 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора (стр. 3)
Введение (стр. 5)
Глава I. Расчет и построение кривых атак (стр. 7)
§1. Кривые атак (стр. 7)
§2. Приближенное графическое построение кривых атак (стр. 9)
§3. Проекции относительной скорости атакующего на оси полярных координат (стр. 14)
§4. Свойства подобия кривых атак (стр. 16)
§5. Численный расчет кривых атак (стр. 19)
§6. Угловые скорости, потребные для полета по кривой атаки. Область обороняемая сопроводительным огнем подвижного оружия (стр. 23)
§7. Кривые атак в случае, когда цель маневрирует в плоскости атаки (стр. 25)
§8. Численный расчет кривых атак в случае, когда цель маневрирует с постоянной угловой скоростью в плоскости атаки (стр. 29)
Глава II. Область возможных атак (стр. 42)
§1. Понятие предельной перегрузки. Зависимость предельной перегрузки от пределов физиологической выносливости летчика и летных качеств самолета (стр. 43)
§2. Область возможных атак в горизонтальной плоскости (стр. 47)
§3. Численный расчет границ области возможных атак в горизонтальной плоскости с помощью вспомогательных графиков (стр. 50)
§4. Расположение кривых атак в горизонтальной плоскости относительно границ области возможных атак (стр. 53)
§5. Область возможных атак — общий случай (стр. 64)
§6. Область возможных атак в. вертикальной плоскости (стр. 71)
§7. Зависимость размеров области возможных атак от допустимых углов крена (стр. 73)
§8. Численный расчет границ области возможных атак в произвольной плоскости с помощью вспомогательных графиков (стр. 76)
§9. Определение границ области возможных атак с учетом особенностей работы гироскопического прицела автомата или полуавтомата типа АСП (стр. 80)
§10. Численный расчет с помощью вспомогательных графиков границ области возможных атак с учетом особенностей работы прицела-автомата или полуавтомата типа АСП (стр. 82)
§11. Границы области возможных атак для самолета, вооруженного прицелом, позволяющим вести заградительный огонь (стр. 83)
Глава III. Сближение с целью. Выход на кривую атаки (стр. 93)
§1. Кривые сближения (стр. 98)
§2. Численный расчет кривых сближения (стр. 101)
§3. Область возможных кривых сближения. Численный расчет ее границ (стр. 102)
§4. Прямолинейные режимы сближения (прямые сближения) (стр. 105)
§5. Переход с кривой или прямой сближения на кривую атаки — атака на попутно-параллельных или попутно-пересекающихся курсах (стр. 106)
§6. Примеры вычислений параметров атаки на попутно-параллельных или попутно-пересекающихся курсах (стр. 119)
§7. Влияние неточного выполнения маневра атаки на попутно-параллельных или попутно-пересекающихся курсах на характеристики атаки (стр. 123)
§8. Размеры эффективно используемой области возможных атак. Расчетная перегрузка (стр. 131)
§9. Пересчет случайных изменений условий атаки на другие скорости полета (стр. 143)
§10. Атака на попутно-пересекающихся курсах в случае, когда η<0 (стр. 146)
§11. Атака на попутно-пересекающихся курсах в случае, когда цель маневрирует (стр. 148)
§12. Расчет маневра выхода на кривую сближения (стр. 151)
Глава IV. Выход из атаки. Повторная атака. Групповая атака (стр. 154)
§1. Выход из атаки (стр. 154)
§2. Минимальные дальности безопасного выхода из атаки (стр. 163)
§3. Упрощенный способ построения кривой дальностей выхода из атаки (стр. 165)
§4. Повторная атака (стр. 168)
§5. Групповая атака (стр. 177)
Приложения.
1. Графики для определения множителя А (стр. 182)
2. Графики для определения абсолютной величины функции N (стр. 188)
3. Графики для определения кривых сближения (стр. 194)

ОТ АВТОРА

Эта книга является упрощенным, элементарным изложением некоторых наиболее важных результатов динамики маневрирования самолета-истребителя в воздушном бою.

Материал для книги отбирался по двум признакам. Во-первых, отбирались те сведения, которые уже нашли широкое применение и знание которых может принести существенную пользу как при подготовке летного и инженерно-технического состава, так и при его дальнейшей практической работе в частях ВВС. Во-вторых, из-за малого объема книги из ряда равноценных по своему практическому значению результатов выбирались наиболее простые и физически наглядные.

Поэтому в книгу не были включены такие важные разделы, как вопросы теории прицеливания, анализ влияния на боевые возможности самолета-истребителя различных схем установки оружия, методы определения характеристик боевого маневрирования с учетом изменения сил тяги и лобового сопротивления (в работе использован только самый простой способ осреднения переменной скорости), определение характеристик воздушного боя по материалам испытаний самолета в полете и некоторые другие вопросы.

Чтобы облегчить и ускорить расчеты маневров и сделать эти расчеты по возможности общедоступными, в книгу включено много вспомогательных графиков и номограмм.

Автор будет весьма признателен читателям за указание недостатков, замеченных при чтении книги.