ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

майор
Окер Вильям | Ocker William C.
первый лейтенант
Крейн Карл | Crane Carl J.
Теория и практика слепого полета



Издание: Окер, Крейн. Теория и практика слепого полета. — М.: Государственное военное издательство, 1933. – 136 с. — Перевод с английского А. Таубе, под редакцией И. Т. Спирина. / Тираж 10000 экз. Цена 1 руб. 60 коп. / Major William C. Ocker and B. M. E. First Lieutenant Carl J. Crane. Blind Flight in Theory and Practice. — Naylor Printing Company, San Antonio, Texas, 1932.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: Настоящая книга представляет собою попытку авторов разрешить на основе собственного опыта одну из наиболее актуальных задач современной авиации. Изложив условия, обеспечивающие успешное выполнение слепого полета, и отметив необходимость соответствующей тренировки летчиков, авторы приводят описание разного рода применяемых для данной цели приборов. После этого они указывают задачи, приемы и последовательность обучения летчиков и в заключение излагают ряд мероприятий, безусловно необходимых для успешного выполнения слепых полетов на практике.
Книга заслуживает внимания не только наших летчиков и всего начсостава РККА, но также и гражданских инженеров, интересующихся вопросами авиации.

Книга в формате DjVu:
Главы I—V — 3981 кб
Главы VI—VII — 3000 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 304 кб

Страница 68 в формате JPG (плохо читаемая в ч/б) — 241 кб


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (стр. 5)
От авторов (стр. 6)
Глава I. Введение. (стр. 7—19)
Слепой полет. Внешняя зрительная ориентировка. Полет по приборам. Атмосферные условия всегда остаются фактором. Значение обучения слепому полету. Значение слепого полета для военной авиации. Исторические заметки
Глава II. Техника нормального полета. (стр. 20—27)
Искусство полета. Полетные стимулы и реакции. Внешние чувства, участвующие в управлении постом. Пространственная ориентировка. Как используются внешние чувства для осуществления нормального полета
Глава III. Проблемы слепого полета и приемы тренировки. (стр. 27—31)
Три проблемы. Сохранение самолета в нормальном положении относительно земли. Сохранение направления полета. Изменение и сохранение высоты полета. Тренировка на земле. Изучение приборов. Обучение полету (стр. )
Глава IV. Приборы для слепых полетов. (стр. 31—49)
Непригодность компаса. Креномеры (указатели скольжения). Указатель поворота. Указатель под'ема и снижения (вариометр). Указатель воздушной скорости. Волчок. Искусственный горизонт Сперри. Гироскопический указатель направления Сперри. Указатель продольного крена и азимута. Интегратор полета. Жидкостный указатель продольного и поперечного кренов (Air-I Zon)
Глава V. Средства и приборы для навигации. (стр. 49—76)
Навигационные средства. Компасы. Ошибки компаса. Индукционный компас «Пионер». Дистанционный компас Телепойнт (акц. об-ва «Пионер»). Гирокомпас. Радиокомпас. Радиоискатель направления. Радиомаяк. Система слуховых радиомаяков. Система визуальных радиомаяков. Радиоотметчики. Приемы использования радиоориентировки. Радиосредства для слепых посадок. Система радиомаяков и радиоприемников. Система посадочных кабелей. Высотомеры. Высотомер анероидного типа. Чувствительный высотомер Колсмена. Звуковой высотомер «Дженерал электрик». Радиослежка за шарами-зондами.
Глава VI. Обучение слепому полету (стр. 76 — 101)
Выбор систем. Размещение приборов — система с указателем поворота. Учебный самолет для слепых полетов. Пользование показаниями приборов во время полета. Пользование указателем поворота по системе ABC. Пользование шариковым указателем скольжения по системе ABC. Пользование указателем под'ема по системе ABC. Система XYZ. Программа обучения слепому полету. Эволюции. Ошибки летчика. Система искусственного горизонта (авиагоризонт.). Пользование искусственным горизонтом (авиагоризонтом). Использование аэронавигационных радиосредств
Глава VII. Практика слепых полетов. (стр. 101 — 125)
Условия работы. Аварии моторов. Предупреждение обледенения. Грозы и прочие атмосферные условия. Автоматический пилот Сперри. Самолеты для слепых полетов. Радиосвязь. Исправное содержание аппаратуры. Регулирование воздушного движения. Вновь принятый порядок радиопередачи сведений о погоде по воздушным путям. Подбор летчиков по парам. Расположение аэродромов. Намеченные изменения в требованиях, пред'являемых к регулярным воздушным пассажирским сообщениям между штатами. Испытания и практика
Приложение (стр. 126)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из актуальных проблем воздушных флотов всех стран в настоящее время является техника полетов вне видимости земли и при отсутствии каких-либо визирных точек.

В связи с гигантским ростом военной техники воздушный флот в боевой обстановке даст максимальный эффект лишь при условии беспрерывной маскировки в воздухе т. е. при полете в облаках, тумане, темной ночью. Кроме того регулярность и безопасность воздушных сообщений на линиях заставляет вплотную заняться не только научными изысканиями в области слепого полета, но и систематическим, настойчивым внедрением в массы летного состава того, что уже достигнуто.

В настоящее время как аппаратура, так и методика слепых полетов в достаточной мере разработаны и представляются в таком виде, что летчик при известной тренировке может свободно совершать полет при отсутствии визирных об'ектов, с помощью которых в обычных полетах оценивается положение самолета относительно горизонта.

За последнее время в ряде стран уделяется много внимания этому вопросу и достигнуты сравнительно большие результаты, например: обучение слепому полету в американских и английских военных школах, групповые полеты английских летчиков в облаках с выполнением бомбометания из облаков, не видя цели, и наконец поголовное обучение летчиков воздушной линии «Люфт Ганза» и большинства американских линий технике слепого полета. Неумение летать вслепую лишает летчика воздушной линии возможности вообще совершать рейсы на линиях.

Настоящий труд американских летчиков Окер и Крейн является отражением состояния и постановки дела слепых полетов в американском воздушном флоте к 1932 г. Эта книга является одним из наиболее систематизированных пособий по технике тренировки и пилотирования в облаках для начинающего летчика.

В то же время надо особо подчеркнуть ряд спорных и неправильно освещенных вопросов, например: вывод самолета из штопора, необходимость и целесообразность введения в программу обучения производства вслепую петли, бочки и другие вопросы.

Кроме того труд содержит ряд пространных описаний, мало употребительных в практике приборов — скорей с рекламной целью, нежели с намерением помочь летчику в изучении техники слепого полета, например описание интегратора полета, описание не употребляющегося прибора «Волчок» (рис. 16), пеленгования шаров-пилотов и др.

Несомненно, что данная книга не может заменить и не заменяет собою официальных инструкций и указаний по технике слепого пилотирования, но все же ее следует рекомендовать для чтения летному составу, также инженерам и техникам, желающим ближе ознакомиться с вопросами слепого полета.

Летчик Спирин

ОТ АВТОРОВ

Написать эту книгу побудило нас желание дать полное исследование основ и практики полета без внешней зрительной ориентировки. Она написана главным образом для летчика-практика и тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к летному делу.

Над разрешением проблем слепого полета работает много отдельных лиц и групп, но заинтересованность их частными задачами препятствует широкому распространению сведений, достаточно подробных для того, чтобы быть полезными летчику. Поэтому нет ничего удивительного, если опыты, проведенные авторами и другими лицами, убедительно показали, что даже в 1932 г. только 3—5% летчиков твердо владели техникой слепого полета.

Основой успеха гражданской авиации является безопасность и надежность. Насколько же безопасность зависит от уменья пилота справляться с неблагоприятными атмосферными условиями, можно убедиться, просматривая отчеты о несчастных случаях и вынужденных посадках или просто читая газеты.

Мы стремимся дать на страницах настоящего труда такие сведения, которые обеспечивали бы безопасность во время слепого полета и могли бы быть положены в основу обучения слепому полету. Принцип слепого полета и методы обучения, предлагаемые в настоящем труде, основаны на результатах, полученных при обучении слепому полету Центральной школой Военновоздушного флота САСШ, и на наблюдениях и опытах, производившихся в 1919 г.

Работая над этой книгой, мы не ограничились собственным опытом. Мексиканским отделом Всеамериканского общества воздушных путей были предоставлены нам возможность подробно ознакомиться с их приемами слепых полетов и разрешение летать на их самолетах при таких атмосферных условиях и над такой местностью, хуже которых вряд ли когда-нибудь приходилось встречать американским летчикам.

Отмечаем помощь, оказанную нам Аэронавтическим колледжем при постановке специальных исследований в области слепого полета.

Школа авиационной медицины армии САСШ содействовала нам и руководила нами при разработке некоторых принципов, необходимых для полного понимания слепого полета.

Отдел воздушного флота Департамента торговли, Национальный совещательный совет по воздушному флоту, ряд американских фирм и 20-й фотовзвод армии САСШ разрешили нам воспроизвести чертежи, фотографии и сведения, относящиеся к описываемым в книге приборам.

Авторы будут признательны за все сведения или советы, могущие привести к улучшению настоящего труда.

Сан Антонио, Тексас
июнь 1932 г.
УЧО К. Дж. Е.