ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Ветров Георгий Степанович
С. П. Королев в авиации. Идеи. Проекты. Конструкции


Сергей Павлович
Королев

Издание: Ветров Г. С. С. П. Королев в авиации. Идеи. Проекты. Конструкции. — М.: Наука, 1988. — 160 с., ил.—(Серия «История науки и техники»). ISBN 5-02-000058-2. Тираж 50 000 экз. Цена 55 коп.
Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: Будущий главный конструктор космических систем С. П. Королев начинал свой путь в космонавтику с создания проектов планеров и самолетов. Особенности этих конструкций, заложенные в них технические решения, научные принципы, которыми руководствовался их создатель, составляют основное содержание книги. В ней широко используются новые материалы из личного архива С. П. Королева.

Книга в формате DjVu — 1595 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 329 кб
Невыправленный текст в формате MS Word — 147 кб

    Список иллюстраций

  1. С. П. КОРОЛЕВ — выпускник одесской стройпрофшколы, 1924 г.
  2. К. К. АРЦЕУЛОВ
  3. В. А. СТЕПАНЧОНОК
  4. К. К. Арцеулов, С. П. Королев и С. Н. Люшин у планера «Коктебель»
  5. Л. П. МАЛИНОВСКИЙ
  6. Д. А. КОШИЦ
  7. Авиаконструктор О. К. АНТОНОВ, 1935 г.
  8. С. П. КОРОЛЕВ, 1935 г.
  9. Планер СК-8п (паритель)
  10. Тренировочный паритель для малых ветров
  11. Планер-паритель СК-7, январь 1933 г.
  12. Планер-паритель, тип 7, май 1933 г.
  13. Планер СК-7, март 1934 г.
  14. Планер-паритель СК-7, апрель 1934 г.
  15. Самолет АКНЕЖ-12, 1929 г., разработанный в аэродинамическом кружке МВТУ с участием С. П. Королева
  16. Самолет СК-8, гражданский вариант, перелетный, 1931 г.
  17. Планер-паритель с размахом крыльев 30 м конструкции С. П. Королева, С. Н. Люшина и Н. Малиновского, 1931 г.
  18. Тренировочный паритель СК-7 для фигурных полетов, двухместный, конструкции С. П. Королева, 1931 Г.
  19. Самолет «Электрон-1» конструкции С. П. Королева, 1932 г.
  20. Экспериментальный самолет СК8-9 конструкции С. П. Королева и Н. Юрьева, 1931 г.
  21. Киевский политехнический институт
  22. Старт планера
  23. Планер «Коктебель» в полете
  24. Планер «Красная звезда» в полете
  25. Пилот в. А. Степанченок выполняет мертвую петлю на планере «Красная звезда»
  26. Планеры на буксире
  27. Планер СК-9 в полете
  28. Десантный мотопланер Ц-25М конструкции П. В. Цыбина
  29. Легкий самолет АИР-3 конструкции А. С. Яковлева, 1929 г. Рядом его экипаж, совершивший перелет Москва — Крым (справа летчик Д. А. Кошиц)
  30. Обложка журнала «Вестник воздушного флота» с фотографией самолета СК-4
  31. Планер «Австрия», 1931 г.
  32. Макет самолета «Высокий путь», 1931 г. а — в рабочем состоянии, б — со сложенными крыльями
  33. Планер СК-6 (предположительно), 1932 г.
  34. Ракетоплан РП-318-1, прототипом которого послужил планер СК-9

Оглавление
Предисловие (стр. 3)
1. «Даешь небо!» (стр. 5)
2. Одесса. Первый проект (стр. 14)
3. Нетерпение (стр. 26)
4. Уроки планеризма (стр. 35)
5. Новый вариант К-5 (стр. 43)
6. Впервые в мире (стр. 50)
7. Для полетов вдоль грозового фронта (стр. 59)
8. О планерлетах (стр. 70)
9. Уроки авиации (стр. 84)
10. За дальность и безопасность полетов (стр. 95)
11. Строка автобиографии (стр. 102)
12. Новые идеи (стр. 111)
13. Поиск (стр. 117)
14. Под девизом «Высокий путь» (стр. 127)
15. Шаг в будущее (стр. 134)
16. Гипотеза о ракетоплане (стр. 140)
17. Взгляд сквозь годы (стр. 148)
Литература (стр. 154)

Предисловие

Настоящая книга посвящена начальному этапу творческого пути С. П. Королева, связанному с разработкой планеров и самолетов.

Эти работы ученого являются наименее освещенной частью его научного наследия. В значительной мере это объясняется тем, что по сравнению с такими историческими событиями, как запуск первого искусственного спутника Земли, полет первого человека в космос, полеты автоматических станций к Луне, Марсу и Венере, авиационные разработки начинающего конструктора кажутся не столь существенными для оценки вклада С. П. Королева в науку. В публикациях о творческом пути С. П. Королева обычно ограничиваются лишь далеко не полным перечнем его авиационных разработок. К тому же документальных источников, относящихся к этому периоду деятельности Королева, сравнительно немного — отдельные статьи в специальных журналах да несколько газетных заметок.

Между тем нельзя не считаться с тем фактом, что первые инженерные навыки и жизненные уроки С. П. Королев получил, работая над авиационными конструкциями. Именно здесь можно обнаружить истоки его целеустремленности, организаторского таланта, смелости инженерных решений. С этой целью и написана предлагаемая вниманию читателя книга. В ней делается попытка воссоздать обстановку творческого поиска, выявить мотивы выбора Королевым тех или иных технических решений и в конечном счете понять, как формировался характер человека, сделавшего так много для дальнейшего прогресса науки.

Решение поставленной задачи потребовало привлечения большого объема материалов по истории планеризма и авиации, которые могут иметь и самостоятельное значение.

Необходимо подчеркнуть, что книга не могла быть написана без привлечения ранее неизвестных документов, которые бережно сохранила вдова С. П. Королева — Нина Ивановна Королева. В настоящее время они сданы на хранение в Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Эти документы представляют собой чертежи авиационных и планерных конструкций, выполненных Королевым, а также проектные расчеты, технические задания и фотографии. Почти все документы относятся к ранее неизвестным авиационным разработкам С. П. Королева. Описания конструкций за немногим исключением отсутствуют, не все разработки датированы. В связи с этим для истолкования документов возникла необходимость в специальных изысканиях.

В книге автор часто был вынужден отступать от хронологического принципа изложения материала. Это связано с тем, что С. П. Королев на протяжении почти всей своей инженерной деятельности одновременно разрабатывал разнотипные конструкции. Поэтому хронология выдерживается в основном только для однотипных разработок.

В процессе работы над книгой автор получал неизменную поддержку людей, близко знавших Королева, специалистов в области авиации, пионеров советского планеризма.

Автор прежде всего обращает слова благодарности Н. И. Королевой, предоставившей возможность изучить ранее неизвестные документы об авиационных работах С. П. Королева, без чего было бы невозможным объективное и достаточно полное освещение его научной деятельности.

Поддержка одного из ближайших соратников Королева еще с довоенных лет академика Б. В. Раушенбаха была определяющей для решения вопроса о публикации книги.

Много добрых советов, позволивших углубить содержание книги и сделать его более достоверным, получил автор от известного авиаконструктора И. А. Эрлиха.

Сердечное внимание и деловую строгость проявили при изучении рукописи книги один из пионеров советского планеризма А. А. Борин и директор Научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского Н. М. Семенова.

Моим неизменным помощником и доброжелательным критиком, разделившим все трудности подготовки книги к изданию, была К. А. Краснова.

Книга подготовлена по поручению администрации, парткома и общественных организаций предприятия, которым руководил С. П. Королев.